Каталог-пособие народных праздников и развлечений

 

         МАДОУ Д/С №102         "КАДРИЛЬ"

Каталог-пособие народных праздников и развлечений

 

 

 

Каталог-пособие народных праздников и развлечений

 

                                                                                                      Составил:

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Михайловская Елена Николаевна

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный возраст – он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Которое формируется через привитие любви к Родине, к родному городу, к семье, к традициям своего народа, его культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходи наилучшее проникновение в его сознание.

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция – сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой.

Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности – родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Сценарий
Цели и задачи мероприятия

Цель: Приобщение учащихся к русским православным традициям.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения праздника Рождества Христова.

2. Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа.

3. Организация культурного досуга.

4. Доставить детям удовольствие стать непосредственным участником прекрасного праздника Рождества;
5. Воспитывать и развивать у детей вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживаются язычество и христианство. Дни от Рождества до Крещения назывались Святками. Зимние Святки были шумным и веселым праздником. Колядовщики ходили по дворам и пели колядки (специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье). Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. Угощали конфетами, пряниками, рождественским печеньем в виде фигурок домашних животных. Также на Рождественские Святки сохранилась традиция гадания.

Атрибуты: Рождественская восьмиконечная звезда на палке, мешок для сладостей, шумовые инструменты (трещотки, бубны, колокольчики, ложки), можно изготовить вертеп как переносной, так и стационарный на улице или в саду.

Костюмы: русские костюмы, костюмы ангелов, Волхвов, в зависимости от сценария.

Игры: Различные гадания. Игра "Золотые ворота".

Дети разделяются на две команды. Одна команда берется за руки и произносит слова:

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом "змейкой". На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становятся в хоровод, остальные продолжают игру.

II. Игра "Веселый бубен".

Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен,

Дальше, дальше по рукам,

У кого в руках он будет,

Тот и спляшет "Гопака".

III. Колядка-игра "Ходит царь"

1. Ходит царь (2 раза)

По нову городу.

2. Ищет царь (2 раза)

Царевну свою.

3. Ты возьми, Царь, (2раза)

Царевну свою, королевну свою.

4. Заведи, Царь, (2 раза)

В новый городок.

5. Ты заставь, Царь, (2 раза)

И плясать, и скакать!

Голос. Поскачи, царевна, царевич велел, молодой приказал!

Царевна скачет.

Голос. Потанцуй, царевна, царевич велел, молодой приказал!

Царевна танцует - свободные движения под русскую народную мелодию.

Голос. Поцелуй, царевна, царевич велел, молодой приказал!

Царевна целует царя.

Литература: №1 стр.151-155, №2 стр. 226-294, №3 стр. 130-145; №6 стр. 41-46

 

МАСЛЕНИЦА

Сценарий

Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

1. Дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;

2. Познакомить детей с родными жанрами фольклора.

3. Развитие творческих способностей, навыков импровизации;

4. Развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

5. Воспитание любви и уважение к традициям родной страны;

МАСЛЕНИЦА – это древний народный праздник, который не закреплен за определенным числом и относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывала верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений – вот народ и стремился повеселиться «впрок». Название же «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё можно было употреблять – вот и пекли блины масленые.

Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, которое говорит о том, что надо делать.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать яств – значило в старину: жить в горькой беде.

Вторник - «Заигрыши». В этот день начинались веселые игры: состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводились кулачные бои, много пели, плясали, а за потеху и веселье угощали блинами. Больше всего любили катание с ледяных горок.

Среда – «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи, все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, были блины.

Четверг – «Разгуляй». Масленица набирала силу. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку». Главное действо дня – взятие снежного городка.

Пятница – «Тещины вечера». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и её родню приглашали к обеду.

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам.

Воскресенье – «Прощеный день». В этот день весело прощались с Масленицей. Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством.

Костюмы: Народные, костюмы скоморохов.

Атрибуты: Чучело Масленицы, канат, мешки, карусель, блины.

Игры: Карусель, бой мешками, перетягивание каната.

"Горелки".

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

"Звонарь".

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем. Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Литература: №1 стр155-157, №2 стр. 226-294, №3 стр. 172-180; №5 стр. 71-75; №6 стр. 46-53

ИВАН КУПАЛА

Сценарий

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
3. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
5. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

ИВАН КУПАЛА. Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.

У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.

На полях разжигали купальские костры. И, конечно, отправлялись на поиски зацветающего папоротника, который на один миг расцветает. И случается это около полуночи. В ночь на Ивана Купалу девушки по речке гадальные венки с зажженными лучинками пускали. Венки эти плели специально, травы особенные подбирали.

Костюмы: Костюмы народные, венки на голову.

Атрибуты: Цветок папортника, бутафорский костер, водные пистолеты.

Игры: Любые игры с водой.

Горелки.

Во время игры звучали припевки:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят,
Журавли кричат: «Гу, гу, убегу».
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!»
Были и другие припевки. Вот более короткий вариант:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди — не воронь, беги, как огонь!»

Литература: №3 стр. 305-311

ОСЕНИНЫ

Сценарий

Цель:

На основе знаний национальных традиций, песен, национальной истории сформировать осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

Задачи:

1.Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, изучение духовных ценностей народа;

2.Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

3.Воспитание ценностно нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.

4. Расширить знания об осени; познакомиться с традициями, обычаями русского народа; способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности детей.

ОСЕНИНЫ – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета. В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром.

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, капустники, капустницы. Этот праздник связан с обычаем начинать рубить капусту. Поэтому и повелось у русского человека Воздвижение называть КАПУСТНЫМ праздником. Говорили так: «На Воздвижение чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Воздвижение первая барыня – капуста!», «Смекай, баба, про капусту: Воздвижение пришло».

Костюмы: Народные, костюмы овощей и фруктов, грибов, дождика, солнышка и т.д.

Атрибуты: Муляжи овощей фруктов, колосья, зонтики, корзины, ягоды, грибы, шишки, каравай на рушнике, шумовые инструменты.

Игры: игры, связанные со сбором урожая: «Собери урожай», «Свари борщ и компот» и т.д., хороводные игры.

Литература: №2 стр. 226-294, №3 стр. 31-45, 59-62; №4 стр. 32-36; №6 стр. 29-39

ЖАВОРОНКИ

Цель: развивать интерес к истории и культуре русского народа.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения праздника «Жаворонки», дать первоначальные представления о закличках, разучить некоторые из них.

2.Знакомство с народными обычаями, обрядами, народными играми, закличками, песнями и хороводами посвященными встрече весны.

ЖАВОРОНКИ или «Сороки», вторая встреча весны, празднуется в день весеннего равноденствия 22 марта. Согласно верованиям крестьян, в этот день сорок птиц прилетают из теплых краев. Крестьяне полагали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны», особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», «куликов», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же исполнялись особые песни-прибаутки.

Костюмы: народные.

Атрибуты: Фигурки птиц из теста.

Литература: №2 стр. 226-294; №3 стр. 193-195, 200-205; №4 стр. 74-78; №6 стр. 57-59

ПАСХА

Сценарий

Цель: Изучение материальной и духовной культуры русского народа, их семейного и общественного быта;

Задачи:

1.Повысить интерес учащихся к православным обычаям, традициям, которые зародились много веков назад.

2.Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

3. Познакомить с историей возникновения традиций Пасхи.

Перекликается с народными традициями и православный Праздник Праздников – Пасха, Светлое Христово Воскресенье. К этому празднику готовились сорок  девять дней (семь недель). Неделя, которая идет перед праздником, называется Страстной или Великой  неделей. Днем духовного очищения и принятия причастия является Великий Четверг. Днем печали является  Страстная Пятница - в этот день Иисус Христос страдал. В Великую Субботу в церкви начинают читать  Евангелие о Воскресении. Великая Суббота является днем ожидания. Пасха празднуется в воскресенье - в этот  день народ празднует Воскресенье Спасителя. 

Яйцо в мировоззрении древних народов ещё задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. В христианстве яйцо приобрело новое значение. Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился в этом: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!» И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. На пасху принято делать пасху, печь куличи и освящать их.

Атрибуты: Яйца, куличи.

Игры:

Катание яиц

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.

Поиск пасхальных яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!

Эстафета с яйцом

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Найди наперсток

Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.

Литература: №1 стр. 148-151, №2 стр. 226-294; №3 стр. 228-233; №6 стр. 79-92

ПРАЗДНИК РУССКОГО ПЛАТКА

Цель:

Дать детям начальные представления об искусстве и традициях русского народа.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей русского платка.

2. Продолжать способствовать формированию речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества.

3. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре посредством устного народного творчества.

4. Развивать у детей ловкость, гибкость, быстроту движений.

5. Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально – образное содержание.

6. Вызвать у детей чувство радости.

Без преувеличения можно сказать, что каждый народ обладает собственной самобытной историей и культурой, которая находит отражение в предметах одежды и быта. Как ни странно, именно одежда способна поведать многое о том или ином народе, его наследии. И русский платок – прямое тому подтверждение. Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского народного костюма. Кстати сказать, вид платка, а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Однако прошли века, и платки уступили место новым головным уборам, но разве могут такие шедевры как русские платки поддаться натиску моды и кануть в лету? Конечно, нет.

Атрибуты: Платки, шали, косынки.

Игры:

 «Платок»

Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

«Достань платочек».
На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом.

Русская народная игра «Наш платочек голубой»

Участники игры образуют большой круг, передают 3 платочка по кругу, поют песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

 

ПРАЗДНИК САМОВАРА.

 

Цель: Воспитание культуры, традиций русского чаепития.

Задачи:

1.Ознакомление учащихся с историей появления чая в России. 2.Знакомство с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии.

3. Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса, культуры поведения за столом.

Испокон веков самовар считался в каждой русской избе обязательным атрибутом, за которым сидели, пили чай и решали все бытовые проблемы, ну а где самовар, там и чаепитие.

Правда жизнь идет вперед, всё усовершенствуется, на смену самовару пришли кофейники да тефалевые чайники, но самый вкусный чай, конечно же, бывает из самовара.

Этим праздником нужно показать, что такой замечательный обычай как чаепитие у самовара не должен уйти в прошлое, а самовар – символ гостеприимства, радушия, дружеского общения, домашнего уюта – не должен превратиться просто в музейный экспонат. Именно для возрождения забытых традиций и нужны такие праздники.

Это одновременно и познавательный и весёлый праздник, который поможет узнать историю чая, его целебные свойства, что заваривали и пили на Руси вместо чая. 

Атрибуты: Самовар, посуда для чаепития, угощение, рушники.

Игры:

 «Комплименты самовару»

За каждый комплемент самовар вручает – сушку, у кого больше сушек, тому вручается пачка чая.

Игра: «Сундучок»

(в сундуке находится определённое количество пряников, дети и гости отгадывают, сколько пряников лежит в сундуке)

 Игра: «Сушки»

(под музыку на верёвочку необходимо надеть сушки,

кто быстрее)

Литература: №1 стр.134

 

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

 

Космос всегда был и остается сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звездное небо завораживает своей красотой, а звезды издревле были верными проводниками для путешественников. Поэтому неудивительно, что День космонавтики весьма популярный и любимый в народе праздник.

День космонавтики был официально установлен в апреле 1962 года в честь первого орбитального полета человека вокруг Земли. Это значимое событие произошло 12 апреля 1961 года, первый космонавт Юрий Гагарин пробыл в околоземном космическом пространстве чуть больше ста минут и навсегда вписал и свое имя, и этот полет в мировую историю. Кстати, идею праздника предложил второй летчик-космонавт СССР Герман Титов.

В дальнейшем дата 12 апреля стала не только Днем космонавтики. В 1969 году Международная авиационная федерация назначила на 12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики. А уже в 2011 году это день стал еще и Международным днем полета человека в космос по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН. Под резолюцией, официально подтверждающей этот факт, подписались более шестидесяти государств.

В России в знак уважения и в честь юбилейной даты (пятьдесят лет со дня знаменательного полета Юрия Гагарина) 2011 год был назван годом российской космонавтики.

Цель: проводится с целью патриотического воспитания.   Познакомить с историей и достижениями в области освоения и изучения космоса на примере нашей страны.

Задачи:
1.Развивать потребность к изучению истории своей Родины;

2.Воспитывать любовь к родной стране,

3. Познакомить детей с первым космонавтом.

4. Воспитывать уважение и чувство гордости за героев нашей страны.

Атрибуты: Обручи, мячи, спортивные модули, фотографии космонавтов, карта звездного неба, макет ракеты.

Костюмы: спортивная форма.

Игры: эстафеты, конкурсы, соревнования на тему космоса.

Подвижная игра «Космонавты» Все дети встают в центре площадки или зала («космодрома»). А по краям расположены ракеты, летающие блюдца и другие аппараты для межгалактических путешествий. Это могут быть гимнастические обручи или просто стулья. «Ракет» должно быть меньше, чем детей-космонавтов. Если играет небольшая группа детей – то на одну ракету меньше, а если детей много, то на две-три.
Дети берутся за руки и водят хоровод под «космическое» стихотворение:

Ждут нас быстрые ракеты,
Ждут нас дальние планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Только есть один секрет –
Опоздавшим места нет!

Как только стишок заканчивается, хоровод рассыпается. И все дети стремятся занять космические корабли. Те, кому места не хватило, выбывают из игры. Побеждает тот космонавт, который продержится в игре дольше всех.

Игра «Невербальное сообщение инопланетян».

В комнату входит человек в костюме инопланетянина и сообщает информацию с помощью мимики и жестов. Команды должны отгадать зашифрованную информацию.

 

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий

Битва хоров "День Победы"

Цель: Познакомить с традициями празднования Дня Победы, его значением для нашей страны. Вызвать интерес к истории родной страны.

Задачи:

1.Воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям

ветеранам ВОВ;

2.Формировать у детей нравственные и патриотические чувства доброты,

справедливости, храбрости, мужества, стремление защищать свою Родину.

3. Расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России; о празднике День Победы;

4. Способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

5. Воспитывать на примерах мужества, патриотизма.

День Победы – это великий праздник торжества света над тьмой, добра над злом, жизни над смертью. День Победы над нацистской Германией - вне времени, вне общественного и политического строя. Прошло много десятилетий с тех пор, как флаг СССР вознесся над поверженным Рейхстагом. Но память о героях, пожертвовавших собой во имя спасения Родины, по-прежнему живет в сердцах их потомков.

Впервые парад в честь победы в Великой Отечественной войне прошел на Красной Площади в Москве 24 июня 1945 года. Принимал парад маршал СССР великий полководец Г.К. Жуков. Именно на этом параде произошло событие, навсегда вошедшее в мировую историю, - низложение нацистских знамен и штандартов.

В День Победы тысячи людей обязательно возлагают венки к Могиле Неизвестного Солдата. Возле Вечного Огня, который горит в память о героях ВОВ, собираются бывшие фронтовики, которых с каждым годом, увы, становится все меньше и меньше. 9 мая проходят мероприятия на самом высоком правительственном уровне.

Костюмы: Солдатская форма военных лет, пилотки, гимнастерки, костюм медсестры.

Атрибуты: Георгиевская лента, знамя победы, автоматы, костер бутафорский, шары, голуби бумажные.

Игры:

 "РАЗВЕДЧИКИ "

(Соревнуются 2 команды, ответственная ведущая- объясняет правила игры, муз. руководитель раскладывает атрибуты)

Добыть разведывательную информацию. На стул стоящий на финише положить скрученные листики бумаги (по количеству участников) .

Перед стартом выдаётся каждому ребёнку по 2 листа (картона формата А4). Листики будут защищать детей от проваливания в болото. Ребёнок кладёт один листик на пол становиться на него, потом второй кладёт на пол и переходит на него, таким образом надо дойти до разведывательных данных, взять их и вернуться в штаб к КОМАНДИРУ - отдать донесение (старт)

"Снайперы".

Участвуют 3 команды по 5 человек в каждой. По команде "Огонь!" участник, стоящий первым, берет мяч и старается броском сбить предмет. То же повторяют другие участники. Побеждает команда, которой удалось за отведенное время сбить все предметы или наибольшее их количество.

Литература: №4 стр. 84-88


ЯРМАРКА

Сценарий

Цель: Показать особенности проведения ярмарки в старину, и тем самым приобщить к народным традициям. Создать праздничное настроение.

 

Задачи:

1.Знакомить детей с народным фольклором, традициями, промыслами и культурой русского народа;
2. Расширять кругозор у детей, прививать интерес к русской истории и культуре;
3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, народу;

В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Костюмы: народные, скоморохи, петрушки, коробейники, барыня.

Атрибуты: карусель, столы, покрытые скатертью (прилавки, на них разные поделки, игрушки, выпечка; платки; балалайки, самовар.

Игры:

игры-песни: "Гори-гори-ясно" и "Чиж-Чижок":

Чиж-чиж-чижачок,
Деревенский мужичок,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Литература: №3 стр. 63-68; №6 стр. 39-40, стр.106-111

 

ДЕНЬ МАТЕРИ.

Цель: Познакомить детей с государственным праздником нашей страны — Днём Матери.

Задачи:

1.Воспитывать у детей внимательное, доброе отношение к маме, бабушкам, стремление им помогать, радовать их.
2.Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье, между поколениями.

3. Создать обстановку общей радости, хорошего настроения. Воспитывать любовь и уважительное отношение к маме.

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.

Атрибуты: Подарки, сделанные своими руками.


НОВЫЙ ГОД.

Цели и задачи: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника.

Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времён. Правда, к каждому народу Новый год приходит в своё время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев.

Долгое время древние славяне праздновали Новый год 1 марта. Они подарили нам традицию зажигать огоньки на новогодних ёлках. Зажигание огня обещало хороший урожай. С принятием христианства Новый год стали отмечать 1 сентября.

Более 300 лет тому назад, в 1700 году, царь Пётр I приказал праздновать Новый год 1 января. Тогда же появилась традиция украшать ёлки, устраивать фейерверки и новогодние костюмированные карнавалы.

Любопытно, что в Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые или березовые ветви. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали фруктами (чаще всего, красными яблоками), орехами, сладостями, яйцами. Собственно говоря, любыми съедобными вещами, которые имели округлую форму.

Начиная с 1935 года, Новый год в России получает вторую жизнь. Постепенно возвращаются те традиции, которые мы все так ценим и любим: обязательно наряжать елку, пить шампанское, накрывать пышный стол, дарить друг другу подарки. Именно в эти годы Советский Новый год приобретает еще два главных символа, Деда Мороза и Снегурочку.

Литература: №4 стр. 50-53

 

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС.

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас». По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас»

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

Литература: №3 стр. 317-323; №6 стр. 103-105

23 ФЕВРАЛЯ.

Задачи:

1.Знакомить детей с российской армией.
2.Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
3.Воспитывать выдержку, настойчивость, творчество организованность.

Сейчас День Защитника Отечества в России является официальным днем, когда поздравляют всех, имеющих отношение к воинской службе, а не официально - днем, когда дома и в коллективах чтят и поздравляют все мужское население страны. Это мужской праздник, когда мужчины с полным правом принимают от слабого пола подарки, поздравления и благодарность!
Литература: №4 стр. 65-68; № 5 стр. 29-31

 

ДЕНЬ РОССИИ.

ЦЕЛЬ: воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и традициям России; создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

ЗАДАЧИ: 

1.Познакомить детей с историей становления государственных     символов страны;

2.Развивать познавательный интерес расширять кругозор в области государственной символики;

3.Воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к истории своей страны, родного края.

12 июня 1994 года первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин Указом придал этому дню особое государственное значение, назвав его Днем принятия Декларации о государственном суверенитете России, которая была подписана четырьмя годами ранее на одном из последних съездов народных депутатов РСФСР тогда, когда одна за другой республики Советского Союза становились независимыми. И в этот же день и год Россия обрела своего первого президента.

Литература: №4 стр. 68-74, 80-84; №5 стр.24-26, стр. 50-60, стр. 62-71

ОЛИМПИАДА.

Цель: Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Развитие чувства гордости за собственные успехи и достижения, побуждение совершенствовать положительный нравственный выбор. Задачи:

1.Расширять представления детей об олимпийских играх.

2.Воспитывать соревновательные качества, чувства взаимовыручки, гордости за Российских олимпийцев и параолимпийцев.

3.Познакомить с символами Олимпиады.

Игры: Спортивные, эстафетные.

Литература: №5 стр. 60-62

8 МАРТА

Цель: Воспитание любви к матери, уважения к старшим.

Почему Международный женский день празднуют именно 8 марта? Какая история 8 марта? Раньше во многих странах женщины не имели права голоса, не могли учиться. Девочкам не позволяли ходить в школу. Конечно, их это обижало! Потом женщинам позволили работать. Но условия труда были тяжёлыми. Тогда в Нью-Йорке (город в Соединённых Штатах Америки) более 150 лет тому назад работницы прошли «маршем пустых кастрюль». Они громко били в пустые кастрюли и требовали повышения зарплаты, улучшения условий работы и равные права для женщин и мужчин. Это так удивило всех, что событие стали называть Женским днём. Было решено избрать один общий женский день для многих стран. Женщины разных стран договорились, что именно в этот день будут напоминать мужчинам, что женщин надо уважать. В 1977 году ООН (Организация Объединенных Наций) объявила 8 марта днём борьбы за женские права — Международным женским днём. Этот день объявлен национальным выходным во многих странах. Поэтому мамы и бабушки в этот день могут немного отдохнуть, схо­дить на праздничный концерт, пообщаться со своими детьми.

Это первый праздник весны — самого прекрасного времени года. 8 марта мы всегда поздравляем наших мам, бабушек, а также сестричек и знакомых девочек. В этот день папы поздравляют своих жён и мам, дарят им цветы.

Игры:

СОБЕРИ ЦВЕТОК ДЛЯ МАМЫ!
Заранее готовят два больших картонных цветка, мак и василек, с одинаковым количеством лепестков. Цветы разрезают на лепестки и сердцевины. Раскладывают на столе или на полу в беспорядке. Двое игроков по сигналу собирают цветок, каждый свой. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.


ПРОВЕРКА НА ВЕЖЛИВОСТЬ
Этот конкурс с подвохом и проводится только один раз. Перед началом состязаний мальчиков перед ними проходит девочка и как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс. Вариант: если конкурс между двумя командами, то балл присуждается той, из которой был самый вежливый мальчик.


КОНКУРС КОМПЛИМЕНТОВ
На середину зала приглашается девочка. Команды по очереди говорят девочке комплименты, повторяться нельзя. Побеждает команда, сделавшая большее количество комплиментов.


БАБУШКИН КЛУБОК
Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.


ПОДАРОК МАМЕ
Соревнуются 2-3 ребенка. Каждый придумывает, какой подарок хотел бы подарить маме, а затем изображает этот подарок пантонимой. У кого это получилось понятнее?



ПОВЯЖИ ДЕВОЧКЕ КОСЫНКУ!
Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?


ОДЕНЬ СЫНОЧКА!
В игре участвуют 2 девочки. Ставится стол, на него кладутся 2 пеленки, 2 чепчика, 2 ползунков для куклы и 2 рубашечки. По сигналу девочки начинают одевать кукол. Выигрывает та, которая быстрее оденет куклу.

СВАРИ СУП И КОМПОТ!
Дети делятся на две команды. Одна команда будет "варить" суп (называть овощи), а другая - "компот" (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов.
Вариант: играют не команды, а два человека.


ПЕРЕНЕСИ ПОКУПКИ!
В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены: по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакету сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.


МОДНИЦА
На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы взять сумочку и добежать до противоположной стены  зала. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

 

Рекомендуемая литература:

1.     Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Махнаева.

2.     «Знакомство детей с русским народным творчеством». Т.А. Бударина, О.А. Маркеева.

3.     «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Г.А. Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н. Николаева.

4.     «Мы живем в России». ст.гр. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.

5.     «Мы живем в России». подг.гр. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.

6.     «Народные праздники в детском саду». М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.

7.     «Праздник Победы». М.Ю.Картушина.

8.     «Приобщение старших дошкольников к традициям Родного Края». Л.О. Тимофеева, Н.Н. Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В. Богачева.

9.     «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». Под ред. Л.А.Кондрыкинской.

10.                        «Праздники в детском саду» М.Ю.Картушина.

11.                       «А у нас сегодня праздник» Е.А.Габчук.

12.                       «Интегрированные развлечения в детском саду». М.Б.Зацепина, Л.В.Быстрюкова, Л.Б.Липецкая.

13.                       «30 детских утренников» М.М.Давыдова.

14.                       «Народные праздники в детском саду». Н.Г.Пантелеева.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения